1912
1909 1910 1911 1913 1914 1915
1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
1912
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Главное

Несмотря на плохие дороги, по ним все же ухитрялись ездить. Причем не только на лошадях.

В номере за 16 мая 1912 года газета «Симбирянин» поместила небольшую заметку. В ней говорилось: «Позавчера днем проезжавший по Верхне Минаевской улице (часть ул. Минаева от ул. 12 сентября до ул. Ж. Дивизии) автомобиль из гаража г. Морозова с двоими пассажирами, потерпел полное крушение. Налетев первоначально на закрытый городской пожарный кран, растерявшийся шофер направил автомобиль на фонарный столб. Сила удара об окружавшие фонарь столбики была такова, что шофер вылетел из автомобиля, причем значительно повредив голову. Автомобиль пострадал также весьма серьезно».

Вероятно, это было первое в истории нашего города дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля.

Между тем, безлошадные транспортные средства набирали популярность. Но если покупка автомобиля была для основной массы симбирян непозволительной роскошью, то более демократичный велосипед могло позволить себе если не большинство, то многие.

Например, малодержаная мужская двухколесная машина фабрики Гумбер (английская фирма – крупнейший производитель велосипедов, мотоциклов, а позднее и автомобилей) вполне можно было приобрести за 120 рублей. Деньги тоже, конечно, по тем временам немалые. Поэтому такие машины не только покупали, но и воровали. Так, в сентябре 1911 года в Симбирске у некоего Кузнецова был похищен велосипед, который в марте следующего года сыскная полиция обнаружила… в Казани. На нем ездил житель этого города, купивший машину у неизвестного ему человека.

Тем не менее, с каждым годом велосипедов в городе становилось все больше. Об этом, в частности, свидетельствует объявление, помещенное в названной выше газете в августе. Оно гласило: «Велосипедные состязания в г. Сызрани. 19 августа с.г. состоится гонка на звание ЧЭМПИОНА ПОВОЛЖЬЯ. Приглашаются гонщики. Запись и условия: Трек, у Командора». То есть, в Симбирске существовало некое велосипедное общество, у которого были Командор и даже свой трек.

Известно, что к августу 1914 г. в Симбирске насчитывалось 413 велосипедов, 21 мотоцикл и 15 автомобилей.

Об угрозе, которую эта механизированная публика представляет для мирных обывателей, городские власти прозорливо задумались еще пятью годами раньше – 9 сентября 1909 года городской Думе был представлен специальный доклад на эту тему. «Значительное увеличение в г. Симбирске числа велосипедов, а также распространения мотоциклетов и автомобилей», вызывало беспокойство у членов городской управы и чинов полиции. Поэтому, по их мнению, Думе надлежало издать обязательное постановление, которым «ограждалась бы безопасность пешеходов, и вообще был бы урегулирован весь этот вопрос».

И такое постановление было принято. В соответствии с ним правом езды по городу пользовались лишь обладатели специальных билетов и «нумерных» знаков, полученных в Городской Управе. На велосипеде знак прикреплялся на видном месте сзади седла. А на автомобиле - сзади экипажа и обозначался масляной краской на фонаре.

Но чтобы знак получить, требовалось пройти испытание «в своём умении управлять велосипедом или автоматическим экипажем».

Постановление также запрещало езду по городу с чрезмерной скоростью, более 12 верст в час (чуть больше 13 км. Позже максимальную скорость увеличили до 15 верст в час или примерно до 15,5 км. в час – прим. автора) и езда вперегонку. «В местах большого скопления экипажей и публики обязательно тихая езда, или же полная остановка, в особенности при обнаружении испуга лошадей». «Безусловно, воспрещается езда по тротуарам, бульварам и общественным садам». А также «совместная езда по городу велосипедистов большими группами». Кроме того, каждый велосипедист и должен был иметь сигнальный звонок, исправный тормоз, а вечером и ночью - зажженный фонарь.

А каждый автоматический экипаж, вместо звонка – сигнальный рожок. За руль автомобиля запрещалось садиться не достигшим 17-летнего возраста.

Так технический прогресс зашагал, точнее, покатился по симбирским улицам.

Однако и лошадь продолжала оставаться объектом повышенной опасности.

(по материалам Государственного архива Ульяновской области)

Поделиться Обсудить