1835
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
Главное

Двадцать третьего февраля 10-летний юбилей отметил храм Михаила Архангела на улице Гончарова. Это небольшая, но очень уютная церковь находится в самом центре города, в десяти метрах к востоку от алтаря ныне восстанавливаемой домовой церкви Симбирской духовной семинарии, на том месте, где раньше был семинарский сад. На этой же линии (ныне территория, занимаемая ЦНТИ) находился до революции женский Спасский монастырь, а ныне – подворье Женского Михайлоархангельского монастыря.

Главными святынями храма являются: чудотворные иконы Архангела Михаила и Владимирской Пресвятой Богородицы, а также ковчег с частицами мощей многих древних и новых святых, в том числе местных (преподобноисповедника Гавриила Мелекесского и блаженного Андрея Симбирского). В ковчеге хранятся такие величайшие христианские святыни, как частицы Креста Господнего и Ризы Господней.

В 2001 году летом в храме произошло чудо: двенадцатого июля после Божественной литургии в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла замироточила икона Архангела Михаила. Струйки растекались со лба и с плеч Архангела, причём не просто вертикально вниз, как растекалась бы жидкость естественно, а вниз и в стороны. Мироточащая икона была фотографирована и снята на видео-камеру. На следующий день чудо было засвидетельствовано Высокопреосвященнейшим Архиепископом Проклом, и перед иконой был отслужен молебен. Через неделю замироточила вторая икона – Владимирской Пресвятой Богородицы.

Строительство храма было начато протоиереем Николаем (Косых) двадцать второго октября 1996 года, и уже через четыре месяца по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Прокла храм был освящён, и в нём состоялось первое богослужение. Первый пасхальный крестный ход в Ульяновске на бывшую Соборную площадь состоялся на Пасху того же 1997 года. Но мало кто знает, что ещё раньше – в саму пасхальную ночь – первым по центральным улицам города прошёл крестный ход храма Архангела Михаила. Это было вызвано тем, что восточная стена храма практически вплотную примыкает к стене соседнего дома, и обойти церковь по периметру можно только вокруг квартала.

В Михайлоархангельском приходе сложился свой распорядок богослужений. Божественная литургия совершается во все воскресные дни, Двунадесятые и Великие праздники. Также отмечаются и все Родительские дни. Также служатся молебны с акафистами: в понедельник – небесному покровителю храма – Архангелу Михаилу, в четверг – Святителю Николаю, и в пятницу – Пресвятой Богородице в честь её иконы «Неупиваемая Чаша», молитвы у которой помогают избавиться от пьянства.

Настоятель протоиерей Николай (Косых) все десять лет духовно окормляет приход и трудится над благоукрашением храма. За каждой литургией проповедует Слово Божие, и эти проповеди, по свидетельству многих прихожан, доходят до сердца, заставляют задуматься о смысле жизни, о любви и смирении.

Отец Николай руководит работами по восстановлению храма Трёх святителей – бывшей домовой церкви Симбирской семинарии. Эта церковь в своё время была перестроена из флигеля, где размещалась ученическая столовая. Освящена она была в 1854 году во имя святителя Петра митрополита Московского. После пожара 1864 года церковь была восстановлена, значительно расширена и, как отмечает П. Мартынов, «устроена особенно изящно: иконостас весь вызолоченный; иконы в полувизантийском стиле, исполнены лучшими местными мастерами и пожертвованы преосвященным Евгением, бывшим Симбирским епископом. Возобновлённая церковь освящена 8 ноября 1870 года во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого». Колокольня, сохранившаяся до наших дней, была пристроена позже, в последнее десятилетие девятнадцатого века.

Особую помощь в строительстве храма оказала и продолжает оказывать семья Селивановых. Хочется выразить им, а также другим ведомым и тайным благотворителям и жертвователям сего храма сугубую благодарность. Их имена останутся в истории нашего города и всегда с благодарностью будут поминаться в стенах этого храма.

Их можно увидеть, отыскав несколько подходящих точек обзора на ул. Бебеля и Пожарном переулке, или зайдя непосредственно во внутренний двор с ул. Гончарова. Изготовлены купола по специальной технологии из нитрит-титана, с эффектом золотого напыления. Заказ выполнен на предприятии «Грант» в г. Волгодонске.

Глядя на золотой купол Трёхсвятительского храма, понимаешь, центр города обрёл свою архитектурную главу. Этой зимой на территории Михайлоархангельского прихода было восстановлено старинное кирпичное здание, в котором разместятся трапезная и котельная. В перспективе – реставрация колокольни и внутренняя отделка храма.

Здесь учился и начинал своё служение Архидиакон Константин Розов (1874–1923), служивший со Святейшим Патриархом Тихоном. Также здесь молились, учившиеся в разное время в семинарии, первый ректор В.И. Вознесенский – архимандрит Гавриил (1795–1868), историк К.И. Невоструев (1815–1872), художники И.Е. Цветков (1845–1917), Д.И. Архангельский (1885–1980), А.А. Пластов (1893–1972).

Когда здание храма было передано Церкви, оно находилось в аварийном состоянии. Поэтому было решено восстанавливать храм Трёх Святителей заново, начиная с фундамента. 31 мая 2001 года Высокопреосвященнейшим Проклом, Архиепископом Симбирским и Мелекесским, заложен первый камень (содержащий частицы мощей святых палестинских мучеников) в основание будущего храма.

С утра было хмуро, и лил дождь. Многие, ожидавшие приезда Владыки, даже стали сомневаться: не отменят ли молебен по случаю закладки храма. Но за десять минут до начала молебна дождь стал стихать и прекратился совсем. Выглянуло солнышко. В проповеди Владыка сразу же отметил это чудо, и все действительно ощутили, что пришествием видимого света Бог показал нам Своё невидимое посещение.

После этого началось возведение кирпичных стен... И сейчас над центром города уже возвышается золотой купол восстанавливаемого храма!

Всего же на храме пять куполов, но с улицы Гончарова за домом № 30 – бывшей Духовной семинарией – остальные четыре небесно-голубые, с золотыми звёздами остаются не видны. Как говорится, строительство даже маленького Храма – дело большое, и осилить его можно только всем миром.

Православие утверждает: кто построит храм, тому Бог простит грехи и всему его роду до седьмого колена. Конечно, в нашей жизни много поводов для печали. И порой идёт человек по центру города, погружённый в невесёлые думы, и вдруг заметит горящий на солнце купол храма, ослепительно-прекрасный, неземной, напоминающий своей красотой о том, что есть вечное, незыблемое, святое.

И рассеивается тоска, и хочется остановиться, отрешиться от суеты, смотреть и думать о том, что в основе жизни всё же лежит прекрасное светлое начало. Надеемся, что милостью Божией и молитвами святых храм Трёх Святителей будет восстановлен окончательно и послужит делу духовного просвещения нашего города, как и ныне отметивший свой юбилей храм Михаила Архангела.

Денис Макаров

«Мономах», 2017 г., №2(49)

Поделиться Обсудить

Драматургия нашего земляка Юрия Дмитриевича Беляева в начале XX века пользовалась успехом в столичных театрах. Пьесы «Святочная шутка», «Путаница, или 1840 год» поставил в 1910 году Малый театр. Через год Вс.Э. Мейерхольд поставил в Александринском театре в Петербурге «Красный кабачок», переносивший зрителя в трактир на Петергофском шоссе, где актрисы и офицеры кутили с призраком барона Мюнхгаузена, служившего при Бироне. Теперь о нем помнят лишь специалисты.

Юрий Дмитриевич Беляев родился в Симбирске 28.11(10.12)1876 года в семье надворного советника Дмитрия Ивановича Беляева, товарища (заместителя) прокурора Симбирского окружного суда и Елены Валерьевны (урожд. Суровой). В Симбирске у Беляевых родился также и их сын Михаил (1884-1955), ставший впоследствии сотрудником Пушкинского дома в Ленинграде.

В 1883–1889 годах Юрий Беляев учился в Симбирской мужской классической гимназии. После переезда в Петербург поступил в Ларинскую гимназию, из которой ушел, не окончив пятого класса. В 18-летнем возрасте наш земляк начал писать стихи, учился музыке и рисованию.

Однако свое призвание юный Юрий Беляев нашел в журналистике, рано начав публиковать заметки в газетах о культурной жизни Петербурга. С 1894 года он уже печатал рассказы, историко-театральные эссе в журналах «Живописное обозрение» и «Север», в которых выступал также как пародист и карикатурист под псевдонимами Юсъ, Водевиль, Д`Аполинарис.

В 1894 году Беляев жил в Крыму, в Поли-Сарае, в семье известных актеров Модеста Писарева и Полины Стрепетовой. Здесь, в кругу их друзей и знакомых, он проникся интересом к театру. Большое влияние на Беляева оказал знаменитый филолог – академик А.Н. Веселовский, под руководством которого он изучал старинные русские духовные стихи. С его сыном Юрий Беляев учился короткое время в Ларинской гимназии.

В 1899 году редактор газеты «Новое время» А.С. Суворин пригласил Беляева вести в ней театральный отдел. Многочисленные статьи Беляева о театре, публиковавшиеся в течение 20 лет, были впоследствии собраны в сборниках «Актеры и пьесы» и «Мельпомена». Видный театральный деятель А.Р. Кугель оставил словесный портрет молодого Беляева: «Вот он передо мной, без малого 20 лет назад, худощавый, высокий, черноволосый юноша. Что-то печатал в «Журнальном обозрении» у Мерца и служил натурой для фотоэтюдов журнала… фотоэтюды были тогда совершенно еще новостью, и юноше Беляеву очень нравилось, что он позировал».

Внимание театральных кругов молодой автор привлек серией статей «Русские водевилисты». По прошествии лет Ю.Д. Беляев стал глубоким знатоком истории русского театра, многое понимая интуитивно, как художник, а не как ученый-аналитик. «Он любил больше всего красоту старую, старую жизнь, старые камеи, старые книги, картины. Его самые лучшие очерки – это очерки старого театра...

Поклоняясь театральной старине, он нашел скоро и форму для своих пьес. Все они, как «Псиша», «Красный кабачок», «Путаница» представляли реставрацию старого театра». Его пьесы до революции ставили столичные театры. Позже в СССР и за границей долгую сценическую жизнь имела пьеса «Псиша» – мелодрама из жизни крепостных актеров екатерининской эпохи. Шла она и на сцене симбирского театра. Кинорежиссер П.И. Чардынин, чья творческая жизнь связана с Симбирском, снял по ее мотивам немой художественный фильм.

Не только театральная старина, но и современный ему театр был объектом внимания Беляева. Он был поклонником и другом Ф.И. Шаляпина, М.В. Дальского, М.Г. Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, Л.Б. Яворской, В.П. Далматова. О них он написал книги, мемуары и очерки. Ф.И. Шаляпин писал Беляеву из Монте-Карло в 1911 г.: «Целую тебя, мой дружище, и очень люблю тебя. Верь мне, что я «родственник души твоей».

«Преуспевающий журналист, театральный рецензент Ю.Д. Беляев, – вспоминал А. Раскин, – не раз писал о Шаляпине, неоднократно беседовал с ним. Федор Иванович добродушно относился к нему и во время одной из дружеских пирушек нарисовал его большой портрет. Перед нами весьма дородный, довольный собой человек средних лет, в глазах его веселые искорки, видно, что он остроумен и образован, но склад чувственных губ выдает обостренное самолюбие и стремление хорошо пожить и сладко покушать. Шаляпин подписал: «Кажется – это Юрий Беляев? А, впрочем, как вам угодно».

На своем жизненном пути Беляеву довелось встречаться со многими выдающимися деятелями отечественной культуры, в том числе с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым. В 1903 и 1906 году по заданию редакции газеты «Новое время» Юрий Дмитриевич приезжал к Л. Толстому в Ясную Поляну.

Опытный публицист, Беляев занял во время 1-й мировой войны патриотическую позицию. В сборнике «Открытки с войны» содержатся его военные корреспонденции из газеты «Новое время». Журналиста интересовали многие явления жизни горячо любимой России. В книге «В некотором царстве» (СПб, 1907) он опубликовал путевые очерки о поездке по Волге, Заволжью, истории раскола.

В фондах Ульяновской областной научной библиотеки сохранились лишь некоторые произведения Беляева: «Мельпомена» (СПб, 1905), «В некотором царстве» (Спб, 1907), «Барышни Шнейдер» (Спб, 1914), «Ведьма» (П., 1916), «Псиша» (М., 1923), «Лиза Огонькова» (М., 1936). Три его фельетона в 1991 году опубликовало издательство «Искусство» в книге «Русский театральный фельетон».

Кончина его печальна. Возвращаясь из ресторана домой, он упал на крутой лестнице, и после тяжелых мучений, длившихся месяц, не приходя в сознание, скончался на 41-м году жизни.

Разнообразное и талантливое творчество Ю.Д. Беляева не должно быть забыто. А его пьесы и сейчас могут заинтересовать Ульяновский театр.

Сергей Петров

«Мономах», 2006 г., №4(47)

Поделиться Обсудить