1969
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
 
 
2
4
5
6
7
8
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
31

Дорога жизни Анатолия Устюжанинова

Журнал "Мономах", 20 Января 1934

Самое трудное и самое величайшее искусство – это умение жить. Жить интересно, умно, с пользой для себя, семьи и общества. Жить так, чтобы оставался яркий след, который светил бы людям долгие годы. Очень символично, что напротив драматического театра имени И.А. Гончарова «горит» звезда Анатолия Ивановича Устюжанинова (1934–2008), народного артиста РСФСР, Почётного гражданина города Ульяновска. Больше года прошло, как нет с нами Анатолия Ивановича, а в памяти многих людей он жив. Звучит иногда в записи его голос по радио. По телевидению можно увидеть фильмы с его участием. Его помнят школьники, студенты, рабочие, видные деятели. Глубокие знания, безукоризненная речь, красивый голос, а главное – талант артиста.

В 13 лет Анатолий пришёл поступать в Кировский театр юного зрителя (директором которого работал в зрелые годы), но принят не был, зато в театральном кружке Дворца пионеров получил роль князя в спектакле «Русалка» по А.С. Пушкину. Окончив семь классов, решил поступать в театральное училище в городе Горький, но узнал, что принимают туда с десятью классами, и пошёл сначала в авиационный техникум, а потом в культпросветучилище в городе Халтурин Кировской области.

Служил в армии в Каунасе, но был комиссован в связи с обострением ревматизма.

Позднее Анатолий Иванович окончил Уральский государственный университет по специальности журналистика. Тогда же его увлёк образ В.И. Ленина. Он начал изучать его биографию, вслушивался в записи ленинских речей на пластинках и пытался понять личность вождя. С этой целью в 1972 году переселился из Кирова в Ульяновск. Год жил в гостинице. Когда дали квартиру, перевёз семью: жену Галину Григорьевну и детей – Андрея и Машу.

А.И. Устюжанинов – один из немногих, кто перечитал все произведения Владимира Ильича и воспоминания о нём. Сделал сотни выписок, выучил их наизусть. У него даже был такой приём: стоило назвать любую насущную проблему, и артист отвечал ленинским текстом, ссылаясь на том и страницу. Мастер художественного слова, Устюжанинов создал новый жанр сценической публицистики в театре одного актёра при Историко-культурном центре В.И. Ленина.

Дело органического соединения ленинской строчки с живой проблемой времени не такое простое. Надо долго вынашивать в себе то и другое, чтобы однажды они слились в необходимую мысль-действие.

«Ленина не надо придумывать. Его надо знать доподлинно и уважать», – говорил Анатолий Иванович.

«Могучий актёр» – сказал о нём С. Бондарчук, режиссёр и постановщик фильма «Красные колокола», где Устюжанинов сыграл роль Ленина. Актёру удалось точно изобразить характер вождя, речь с картавинкой, его движения. Видели мы артиста и в многосерийном телевизионном фильме «Вечный зов» в роли Кошкина.

А.И. Устюжанинов общался со многими видными деятелями, всех перечислить трудно, но вот некоторые из них: поэты Расул Гамзатов и Евгений Евтушенко, артисты Леонид Утёсов и Николай Крючков, композитор Григорий Пономаренко, президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и многие другие.

Анатолий Иванович побывал во многих странах мира: в Эфиопии он выступал перед российскими специалистами, работниками посольства, журналистами, врачами с концертной программой. В Италии ему меняли цвет глаз на «ленинские», в Дании он играл в спектакле, его слушали в Болгарии, Германии, Румынии, Чехословакии, Нидерландах, Финляндии. Более пяти с половиной тысяч встреч со зрителями, слушателями состоялось у него в нашем городе, в области и по всей стране.

А.И. Устюжанинов – личность уникальная, его творчество, его жизнь надо глубоко изучать. Выходец из простой семьи, он стал настоящим русским интеллигентом. Его перу принадлежат несколько книг, где автор призывает набирать, накапливать свет души, жить дыханием чистоты. Именно нравственное поле делает человека необычайно сильным.

«Жизнь – это то, что происходит внутри нас, это мир наших чувств», – писал Анатолий Иванович.

В жизни у него бывали трудные ситуации, но он спокойно воспринимал то, что жизнь «полосата». За тёмной последует светлая. Жизнь состоит из преодолений. «На этом стоит вся человеческая культура, и чем сложнее препятствие, тем выше нравственное приобретение, если экзамен выдержан», – такова позиция актёра.

Когда ленинская тематика не стала востребована, Устюжанинов сделал художественно-публицистическую программу, которую посвятил проблемам молодёжи. «Жить в ясном мире, учиться быть человеком», – вот девиз его программы. Земля ликует, когда по ней идёт чистый, духовный человек», – писал Анатолий Иванович. Он и сам ликовал, когда шёл на песчаный берег пруда, в сосновый лес у села Ерёмкино Тереньгульского района. Там он купил небольшой домик, чтобы уединиться и писать свои воспоминания.

На каждой из трёх опубликованных книг, что хранятся у меня, есть автографы Устюжанинова. Около 20 лет наши семьи поддерживали отношения. И домик купил он рядом с нашей дачей. Мы первыми слушали, ещё в черновиках, его воспоминания. Его умиляла красота природы. Собирая грибы, Анатолий Иванович не мог сразу их срезать и положить в корзину, а долго любовался, восхищался их формой, запахом. Вслушиваясь в пение птиц, он замирал и, кажется, переставал дышать: «Как поют, как поют! Душа радуется!» Каждое утро он ходил на родник за церковью, чтобы умыться хрустально-чистой водой и сделать несколько глотков живительной влаги. Шёл оттуда – улыбающийся, добрый. За всё время нашего знакомства я ни разу не видела на его лице хмурого или злого выражения. Он радовался встрече с каждым человеком.

Даже будучи больным, он преображался в разговоре. Как-то привезли его к поэтессе Елене Токарчук, которая долгие годы была прикована к постели, и он уже слабеющим голосом старался подбодрить её, рассказывая интересные факты из своей биографии. Леночка ликовала, и все присутствующие были в восторге.

Вместе с Анатолием Ивановичем и Галиной Григорьевной мы отмечали праздники. Часто пели. У него был сильный, красивый баритон, а в репертуаре он держал много русских народных песен, которые знал с детства. Семья у Устюжаниновых была поющая: мама Анатолия Ивановича хорошо пела, сын рос и засыпал под её песни. Он не просто слушал, а переживал каждую песню. В книге Анатолий Иванович писал: «Ничем так сильно не всколыхнуть в маленьком человеке мир чувств и воображения, как материнскими песнями. И семьи, в которых не поют, не собираются компаниями, представляются мне ущербными».

Как-то мы встречали вместе Новый год. По традиции написали на листочках и сожгли всё, что было плохо в прошлом году. Вспомнили всё хорошее. Из папки доставали написанные на бумаге пожелания. Анатолию Ивановичу досталось: «Поездка за границу». Он усмехнулся: «Какая может быть поездка при такой зарплате!»

И вдруг его пригласили в Данию сыграть роль В.И. Ленина в спектакле. Он едет один раз на репетицию, второй раз – играть. Её Высочество королева Дании на спектакль прибыла со свитой, которая заняла три первых ряда. В антракте Анатолий Иванович познакомился с королевой Маргарэт, и она высказала восхищение его игрой. На следующий день газеты посвятили Устюжанинову широкоформатные полосы и назвали артиста «русской суперзвездой».

Потом из Дании прибыл фотокорреспондент, чтобы запечатлеть повседневную жизнь артиста в Ульяновске. Под рубрикой «Сенсация» гласили заголовки: «Ленин жив, и королева Дании нанесла ему визит».

Анатолий Иванович часто выступал перед отдыхающими санатория имени В.И. Ленина в Ундорах. Я тоже бывала там. И если наши посещения совпадали, то мы выходили на сцену вместе. Я рассказывала о приезде А.С. Пушкина в Симбирск, о семье Ивашевых, владельцах поместья в Ундорах, а Устюжанинов читал стихи Пушкина. И как читал! С вдохновением, с большим чувством! Когда было трудно, Анатолий Иванович вспоминал слова Пушкина: «Всё мгновенно, всё пройдёт, Что пройдёт, то будет мило». А тягот жизни у Анатолия Ивановича хватало. Работа заставляла мобилизовать все силы и в пенсионном возрасте. Ему пришлось осваивать новый репертуар, собирать в рукописи россыпи собственной мудрости – в наследие молодым. Артист призывал: «Живите с высоким уровнем умственных, физических и духовных сил». Он сам так жил – умно, интересно, с пользой для себя и общества.

Наталья Новицкая

«Мономах», 2009 г., №4(59)

Поделитесь в социальных сетях