1969
1835 1836 1889 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
1969
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
 
 
2
4
5
6
7
8
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
31

Сквер вместо храма

Иван Сивопляс, 1 Июля 1936

Строительство православных храмов - одна из примет нашего времени. Еще одна примета, более свежая – конфликты вокруг застройки храмами парков и скверов. Одна сторона ратует за духовные скрепы и историческую справедливость – восстановить храм, разрушенный в годы советской власти. С другой стороны, люди недовольны возможной утратой любимой зеленой зоны и ухудшением и без того непростой экологической обстановки.

90 лет назад с появления совершенно секретного циркуляра «О мерах по усилению антирелигиозной работы» в СССР начался один из самых решительных периодов борьбы с религией. Массово закрывались для богослужений и даже сносились монастыри и храмы, а священнослужители и активные верующие лишались гражданских прав, арестовывались и даже расстреливались.

На месте снесенных культовых объектов возникали «зеленые зоны»: сквер Ивана Гончарова вместо Спасо-Вознесенского собора или сквер И.Н. Ульянова на месте Покровского мужского монастыря.

Но прямая аналогия с нынешним веком вряд ли уместна. Советская власть рушила церкви вовсе не за тем, чтобы на их месте обустроить общественные пространства. Знаковые разрушения симбирских храмов пришлись на 1930-е годы. Рушилось то, что больше нецелесообразно эксплуатировать из-за древности помещения или невозможности приспособить под новые нужды. В закрытом в 1932 году Спасо-Вознесенском соборе планировали оборудовать «образцовую фабрику-кухню для обеспечения общественного питания студентов», даже начали монтировать плиты и котлы. Но в это время оборвалась часовая гиря из механизма установленных на колокольне собора городских курантов. Пробитая ею колокольня дала трещины, здание было признано аварийным и разобрано в 1936-1938 годах.

На месте Спасо-Вознесенского собора в 1938 году был разбит сквер с фонтаном и установленной в нем гипсовой скульптурной группой «Три пионера». Ее исполнила 18-летняя ульяновская скульпторша Лидия Тимофеева-Турбина. Поначалу, кстати говоря, к новому скверу ульяновцы отнеслись весьма критично. Даже городская газета «Пролетарский Путь» не удержалась от критических стрел: «Здесь нет ни одного зеленого дерева. Цветы под палящими лучами солнца засыхают».

Но народ ко всему привыкает. Привыкли и к «Трем пионерам». В послевоенный период сквер стал одним из символов и улицы Гончарова, и всего Ульяновска. Его охотно фотографировали и местные, и приезжие фотокорреспонденты и фотографы-любители. Особым вниманием посетителей пользовалась клумба-календарь с ежедневно менявшимися числами.

Но в 1962 году порядком обветшавшие «Три пионера» были демонтированы, а в 1965 году в сквере установлен памятник писателю Ивану Гончарову работы московского скульптора Льва Писаревского – единственный памятник в Ульяновске, отлитый из чугуна. Между прочим, летом 1812 года младенец Иван Гончаров был крещен в том самом Спасо-Вознесенском соборе…

Надо сказать, что в начале 1990-х годов, когда проговаривались планы восстановления Спасо-Вознесенского собора, ненадолго возникла и идея восстановления храма на его прежнем месте, но от нее почти сразу отказались и власти, и священнослужители – храм, по существу, перекрыл бы улицу Гончарова. Зато на совершенно новом, никогда не занятом культовым строительством участке освященный в 2015 году Спасо-Вознесенский кафедральный собор оказался более чем кстати, и уже успел стать архитектурным символом Ульяновска.

 

Поделитесь в социальных сетях