1969
1966 1967 1968 1970 1971 1972
1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
1969
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
 
 
2
4
5
6
7
8
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
31

Аэроплан над Симбирском

"За кадры", 1 Июля 1912

В начале прошлого века такое изобретение человечества как аэроплан было в массе своей явлением экзотическим. А уж в провинциальном Симбирске – тем более. Поэтому появление в небе над городом «летательного аппарата тяжелее воздуха» вызвало огромный ажиотаж.

1 июля 1912 года газета «Симбирянин» писала: «Позавчера с бегового ипподрома известный авиатор А.А. Васильев совершил очень удачный полёт. Поднявшись свободно и легко, А.А. Васильев сделал три грандиозных круга. Плавно парируя в воздухе, отважный авиатор поднялся до 150 метров высоты и, продержавшись 9 м. 34 сек., свободно спустился на землю на том же самом месте, где поднялся».

Это был первый акт представления. Второй состоялся спустя два дня, вечером, сразу после бегов и скачек весеннего сезона. «Лица, взявшие билеты на бега, имеют право присутствовать и на полете», - уточняла газета.

Репортаж о втором полете появился на страницах «Симбирянина» 3 июля. В нем говорилось: «Ровно в 8 часов вечера, опытный воздухоплаватель А.А. Васильев свободно и легко взвился в воздух. Поднявшись метров на 200 в высоту, отважный авиатор сделал несколько «восьмерок», а затем «эволюционировал» в воздухе, плавно опускаясь и, затем, подымается до 300 метров высоты.

Пройдя, таким образом, красиво и плавно несколько грандиозных кругов, А.А. Васильев свободно и легко опустился на ипподром, продержавшись в общем 10 м. 49 сек. в воздухе.

Бурные аплодисменты и приветственные возгласы раздавались при взлете авиатора вокруг и продолжались во время полетов его над публикой, когда авиатор благополучно прилетел на ипподром».

По нынешним меркам ничего такого особенно сложного в тех коротких полетах не было. Однако сто лет назад уже сама факт свободного подъема в воздух стал для симбирян настоящей диковинкой. Не случайно имя пилота было у всех на слуху.

Александр Алексеевич Васильев был одним из первых российских авиаторов. Эту редкую по тем временам профессию он освоил во Франции, в летной шкое Блерио.

Вернувшись на родину вместе со своим однокашником Виссарионом Савельевичем Кебурия (Кебуров), Васильев стал 17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полеты. Из Франции друзья привезли два самолета «Блерио», с которыми ездили по городам Империи.

Когда началась Первая Мировая война, авиатор ушел на фронт добровольцем и погиб.

Однако вернемся в Симбирск.

Ипподром в то время находился за чертой города, напротив чугунолитейного завода Андреева. Сегодня руины этого предприятия можно увидеть на перекресте улиц Кирова и Карсунской.

«Публики на ипподроме собралось много, - свидетельствует корреспондент «Симбирянина». - За стенами же ипподрома и на площади был, как говорится, весь город. И что характерно, что среди этой массы было немало публики, бесплатно получающей удовольствие на собственных выездах, лихачах и т.п. Это весьма характерная черта исключительно российских нравов. За границей, где, как справедливо сказал авиатор в беседе, публика не настолько беспринципна, как у нас – каждый считает своим долгом отдать посильную лепту за то удовольствие, которое он желает получить. И пользоваться, как у нас на «шармака» трудами другого для получения собственного удовольствия никто не позволит. У нас же, несмотря на полную доступность цены билетов для входа на ипподром (до 30 к.), площадь за ипподромом была усеяна любителями «шаромыжки» в модных шляпках, котелках и т.п. И эта публика, как справедливо заметил позавчера один господин, не уважает себя и не понимает своего цинизма».

Увы, но увещевания газеты остались гласом вопиющего в пустыне и через день, на следующем представлении «симбирская публика осталась верна себе и на этот раз. На ипподроме было «меньшинство», но зато за стенами ипподрома «шаромыжничало» симбирское большинство, среди которого опять изобиловали собственные выезды, лихачи, модныя шляпки, панамы, котелки и т.д.». То есть возможностью «пиратски» полюбоваться занимательным зрелищем воспользовались не только городские низы, но и публика «чистая» - состоятельная, интеллигентная и образованная.

А Васильев по приглашению группы граждан выехал в Вольск, где совершил один полет, а затем отправился в Сибирь, совершить ряд полетов в разных городах.

В Симбирск он больше не вернулся, и следующее подобное представление состоялось у нас только через сто лет.

Поделитесь в социальных сетях